Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма детский сад «Золушка»
Мастер-класс
«Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе
с детьми раннего возраста»
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»).
Свернуть/Развернуть
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста - обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие.
Движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: «Движение - это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Постепенно у него развивается сила, координация, его игровая и бытовая деятельность становится более разнообразной, активной, самостоятельной.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников раннего возраста является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей раннего возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Предметная среда является главным побудительным стимулом для детей.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.
Предметную среду группы, в зоне двигательной активности, мы постарались наполнить нестандартным оборудованием, а именно массажными ковриками и дорожками. Массажные коврики и дорожки яркие, красочные, выполнены из разнообразного материала. Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей. Возникает приятное ощущение легкости.
Используя в режимных моментах массажные коврики и дорожки мы решаем следующие задачи:
1. Закаливание организма.
2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4. Развития чувства равновесия и координации движений.
5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Какое отношение имеет закаливание к массажным коврикам?
Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.
Закаливание – это образ жизни. Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.
- Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
- Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
- Когда утром на даче Вы умываетесь на улице – и это закаливание.
- Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании, просто так получается – это все равно закаливание.
Поэтому, когда ребенок стоит или играет босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.
На сегодня частота возникновения плоскостопия у детей увеличилась. Это связывают с ранним ношением обуви, а также с хождением, пусть и босиком, но по ровным поверхностям. С раннего детства мы ходим в обуви (которая, кстати, больше напоминает «колодки»). Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников, массажные коврики подходят идеально.
Основная идея использования массажных ковриков в режиме дня это знание того, что поверхность стоп поделена на рефлексогенные зоны. Они при помощи нервных импульсов связаны с определенными внутренними органами. Каждое соприкосновение ноги с массажным ковриком активизирует окончания на стопе, которые посылают к внутренним органам. В результате очень быстро проявляется лечебный эффект, улучшается самочувствие, происходит прилив сил. Важно, что при пользовании массажным ковриком нервные импульсы также оказывают стимулирующее действие на серое вещество головного мозга. А это, в свою очередь, способствует ускоренному умственному развитию ребенка.
Каковы же особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития?
Развивающая предметно-пространственная среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности)
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Все это можно решить с использование массажных ковриков и дорожек.

Слайд с 2-6
В утренней гимнастике мы используем массажные коврики с пуговицами прежде всего как зрительные ориентиры, для того чтобы дети учились образовывать круг, для профилактики и коррекции плоскостопия.
Слайд 7-8
Сенсорное развитие.
Продолжаем работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности (при обследовании дорожки, коврика выделять их цвет, величину, форму), побуждаем включать движения рук по нестандартному оборудованию в процесс знакомства с ним (обводить руками, гладить их).
Дидактические игры.
Обогащаем сенсорный опыт детей в играх типа «Геометрическая мозаика» (закрепляем знания о величине, форме, цвете предметов.); развиваем аналитические способности (умение соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Слайд 9-10
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с вариантами расположения строительных форм на плоскости, учим пользоваться дополнительным оборудованием (пазлы, коврики), т.к. они помогают играть рядом, не мешать друг другу, способствуют пониманию пространственных соотношений.
Слайд 11-13
В подвижных играх помогают в совершенствовании движений (ходьба, бег, бросание, катание), прокати по дорожке, пройди, не упади и т.д.
Дорожки и коврики позволяют реализовать детям врожденное стремление к движению, способствуют развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, катание).
Слайд 14-17
Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Использование дорожек совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С этой целью мы используем любые катающиеся предметы, направляющие движение игрушки (покатился по дорожке и встретил..)
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий педагога. Использование звукомассажных дорожек значительно повышает интерес детей к деятельности.
Мы пришли к выводу, что дорожки стимулируют игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации и для двигательной активности.
Поэтому в первой младшей группе должно быть как можно больше таких дорожек.
Слайд 18-26
Массажные коврики и дорожки, которые мы ежедневно используем в целях физкультурно-оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефных поверхностей, а следовательно отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Дети приучаются ходить друг за другом в колонне, они массируют стопы, улучшают кровоснабжение организма, развивают мышцы и суставы, координацию движений, а также – что особо важно для маленьких детей – правильно формируют свод ступни.
Предлагаю познакомиться вам с конспектом занятия по физической культуре «Играем в сказку Колобок» с использованием нестандартного оборудования.
Цель….Повышать двигательную активность детей; формировать их воображение используя сюжеты сказок.
Нестандартное физкультурное оборудование позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развивать основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Нестандартное физкультурное оборудование способствует осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Свернуть/Развернуть
Упражнение №1. Ходить по коврику на носочках.
На носочках ходят мыши,
Даже кот их не услышал.
Упражнение №2. Подняв руки вверх, потянуться на носочках за руками.
Ну и шея у жирафа!
Достает легко до шкафа.
Упражнение №3. Ходить на внутренней и внешней стороне стопы.
Дин – дон, дин – дон!
По дорожке ходит слон.
Упражнение №4. Руки на пояс. Попеременно стоять на одной ноге.
На одной ноге в болоте –
Это цапля на охоте.
Упражнение №5. Ходить в приседе, руки на коленях.
Утки крякают, кряхтят,
На зарядку не хотят.
Упражнение №6. Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.
Скачет зайчик: скок да скок,
Прыг на коврик-островок.
Упражнение №7. Произвольно попрыгать, покривляться.
Очень чудные малышки
Африканские мартышки.
Зарядка на массажном коврике даст огромный заряд бодрости и энергии на весь день и позволит играючи справиться со всеми трудностями.
|