нерегламентированные виды деятельности;
свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Они должны строиться с учетом специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность и др.).
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Указанным методическим письмом предъявляются также следующие требования к сочетанию программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении:
1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
Используемые в педагогическом процессе вариативные программы должны строиться на единых принципах (концепции).
При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускается дублирование содержания, противоречие в основных принципах (концепциях) данных программ.
Набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
Дополнительные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольных образовательных учреждений представлены в «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16). Согласно этому документу, содержание образовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего);
направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной идр.);
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Эти программы должны включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список литературы.
1. Титульный лист включает:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена программа;
название дополнительной образовательной программы;
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации программы;
Ф. И. О. и должность автора (авторов);
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Пояснительная записка раскрывает:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи программы;
отличительные особенности данной программы от уже существующих;
возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их переутомление и дезадаптацию.
С учетом социально-демографических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, региональные требования могут определять:
приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;
проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;
отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
обучение национальному языку, знакомство с национальными культурными традициями.