Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать [2, стр. 5].
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной образовательных технологий является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых.
В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка [2, стр. 6]. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.
К настоящему времени отечественными и зарубежными учеными разработано большое число педагогических технологий.
Наиболее эффективными в работе с детьми раннего возраста являются игровые технологии. Технология игрового обучения - это создание творческой атмосферы обучения творчеству (Б.П. Никитин). Технология обучения детей раннего возраста – сенсорное развитие, формирование общих сенсорных способностей (Л.А.Венгер и др.).
Как писал Александр Асмолов, - «Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности я использую при построении циклов занятий. Игровую форму занятий создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей строю на творческом использовании игры и игровых действий, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности в раннем возрасте.
В своей работе я применяю игровые технологии как систему игр не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно-гигиенических навыков.
Ранний возраст - это в буквальном смысле - начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача - помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение - все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Используемая литература:
- Никитин Б.П. Развивающие игры, Москва, Педагогика, 2009. http://pedlib.ru/Books/1/0028/1_0028-3.shtml#book_page_top
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
|