Психологи утверждают, что в возрасте от полутора до трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного: «А позволят ли родители стянуть скатерть со стола?» Эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее.
Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если реакция родителей на одно и то же действие повторяется, то она фиксируется ребенком как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычной реакции (разбил чашку – мама разозлилась). Если реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно.
Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды . Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так, и воспринимает это как опасность. Так что парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.
Очень распространена ситуация, когда мама и папа малыша выросли в различных моделях воспитания. И благо, если молодые родители имеют собственные представления о том, каким они хотят вырастить малыша. Тогда они строят свою систему воспитания, выбирая иную, свою, особенную линию поведения. Не копируя, а заимствуя лучшие элементы у других. В противном случае идет борьба моделей. И не всегда побеждает более прогрессивная.
В воспитании надо объединять ресурсы. Главное – не соперничать, помнить о ребенке. Иногда приходится отказываться от своих амбиций, забывать все обиды, объединяться во благо семьи и каждого ее члена. Во имя вашего ребенка.
|