Понедельник, 27.01.2025, 10:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Добро пожаловать в "Мой  педагогический мир!"
ФОТО И ВИДЕО ДЕТЕЙ ПУБЛИКУЮТСЯ С СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Шаблоны
Награды сайта
Мини-чат
Наш опрос
Зачем я зашел на сайт
Всего ответов: 1023
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1886
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2018 » Март » 13 » Классификация — один из способов логического запоминания.
08:48
Классификация — один из способов логического запоминания.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/151/62151619_54.gif Как обучать детей способам логического запоминания, развивать логическую память, рассмотрим на примере формирования у них такого важного способа, как классификация.

Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что в предложенном материале есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. Например, он увидит, что здесь есть картинки с изображением мебели, посуды, цветов, видов транспорта и т. д.

При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большем объеме материала такой процесс группировки будет осуществляться медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную группу и отметит: «Здесь есть еще обувь». Затем уточняет состав каждой группы: ищет все картинки, относящиеся к мебели или посуде.

Процесс окончательного комплектования картинок может происходить после того, как будут названы все имеющиеся группы, или несколько иначе. Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в группу посуды, и т. д. Важно то, что с самого начала происходит объединение однородных предметов и называние групп, что в любом случае ребенок отталкивается от найденного им общего названия. Комплектуя группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название.

Удержать в памяти названия, предположим, четы-рех-пяти групп значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок. Таким образом, названия групп служат как бы опорным пунктом, на который ребенок опирается в своей мнемической деятельности.

Иногда, образуя группы однородных картинок, дети отделяют их друг от друга пространственно: в одну сторону откладывают картинки, на которых нарисована мебель, в другую — картинки с изображением посуды и т. д. Однако практическое раскладывание здесь не предшествует группировке в уме, а завершает ее. И это очень важно. Ведь далеко не со всякими объектами можно действовать практически. Гораздо чаще приходится запоминать материал, по отношению к которому можно осуществлять только умственную деятельность.

Итак, классификация — это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.

Чтобы использовать классификацию в целях запоминания, дети должны овладеть сначала классификацией как познавательным действием. Познавательным называем такое действие, которое направлено на раскрытие, познание в материале определенных связей и отношений.

Специальные занятия, различные беседы, дидактические игры способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивают усвоение детьми обобщенных названий. И тем не менее уровень овладения классификацией как познавательным действием оказывается недостаточным для использования ее в целях запоминания.

В процессе обучения классификации дети овладевают преимущественно лишь операцией отнесения единичного к заданному общему, у них недостаточно развивается операция самостоятельного обобщения. Так, в беседах о мебели, посуде, одежде и т. п. дети перечисляют конкретные предметы, относящиеся к названной педагогом группе. Таким же образом проводятся беседы типа «Что мы возьмем с собой на дачу?». Детям шестилетнего возраста предлагается сначала вспомнить мебель, которую надо взять на дачу, затем посуду, игрушки и т. д.

По такому же принципу строятся игры на классификацию: дидактическая игра «Все по местам», различные настольные игры типа лото. Так, в лото «Растет, цветет и зреет...» на каждой обобщающей картинке есть все те изображения, которые даны на маленьких карточках.

Здесь по существу от ребенка требуется только простое сличение, лишь в несколько более усложненной форме.

Более сложным умениям обучаются дети в процессе игры в лото «Детский сад» Е. И. Тихеевой, «Домашние и дикие животные» (автор Е. Б. Геннингс) и др. Здесь к предложенным большим таблицам или картам, изображающим лес, огород, животноводческую ферму, птичий двор и т. д., дети должны подобрать соответствующие маленькие карточки с нарисованными на них домашними птицами, насекомыми и пр.

В процессе подобных игр и бесед детям задается план классификации: им сообщаются обобщающие слова или предлагаются обобщающие картинки. Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к ней. Конечно, в результате таких действий происходит образование группы однородных предметов, но дети при этом самостоятельно не выделяют тех общих признаков, по которым производится обобщение. Когда же мы говорим о необходимости обучения детей операции обобщения, то имеем в виду упражнение их в объединении предметов на основании самостоятельно найденных ими общих признаков.

Вслед за обучением детей операции отнесения очень важно развивать у них умение осуществлять классификацию с самостоятельным обобщением в пределах, конечно, имеющихся у детей знаний. Развитию такого рода умений способствуют, например, «Игра с картинками на классификацию с лишним (штрафным) изображением» (Е. И. Радина), игра «Одним словом», которая, однако, рекомендуется Ф. Н. Блехер лишь для учащихся I класса.

При этом существенно, чтобы дети научились производить обобщение не только практически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия. Возможно ли это?

 

Категория: Учим детей запоминать | Просмотров: 361 | Добавил: suleimanowaalb | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Блок
Вход на сайт
Поиск
Мои пособия
Блок
Часики
9 мая / блог

Календарь