Общение со сверстниками и детьми вообще, независимо от возраста, безусловно, важно. Как и когда можно его начинать? Уже с раннего детства! Сначала дадим проявиться естественным склонностям ребенка. Не спешите его знакомить, втягивать в игры, а уж тем более заставлять здороваться и знакомиться. У многих бабушек и дедушек все этическое воспитание сводится к тому, чтобы научить малыша здороваться со всеми. Смешно, право.
Понаблюдайте за естественным процессом вхождения ребенка в новые отношения или ему подобное сообщество. Как ведет себя малыш в «великосветской» песочнице, на пруду, среди детей разного возраста, на горке, где ситуация понапряженнее? Осторожничает? Неплохо. К нему проявляют внимание дети? Здорово! Ему помогают? Еще лучше! А теперь вы проявите себя. Поздоровайтесь со всеми мамами, дедушками и бабушками, малышами. Поинтересуйтесь их именами и возрастом. Сделайте комплимент особенностям соседского малыша, выделите его природные склонности. О, будущий воин! Чистюля! Художница! Это никогда не повредит. А может, даже запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Начните детскую светскую беседу. Нравится ли вашему новому маленькому знакомому это место, часто ли он здесь бывает? Чем любит заниматься еще?
Опять посмотрите на своего малыша. Что изменилось? Малыш стал активнее? Верно!
И, наконец, заключительный этап. Проявите инициативу: сделайте что-то вместе с детьми, побудите их к совместным действиям.
– Давайте вместе сделаем снежную горку. Несите лопатами снег. А я буду его укладывать в горку… Теперь заливаем и оставляем все до завтра. Придем и будем кататься с горки, когда она застынет.
Словом, простимулируйте, подтолкните к взаимодействию. Дайте поиграть в ваши игрушки, например. И не форсируйте события.
|